Бит.Управление медицинским центром (Бит.Стоматология)
Руководство пользователя
×

Виды сегментации и сегменты

Каждый вид сегментации – это набор правил того, как поделить клиентскую базу на отдельные сегменты. Виды сегментации независимы друг от друга, поэтому клиенты могут быть разбиты по сегментам различными способами.
Справочник сегментов подчинен справочнику видов сегментации, поэтому каждый вид имеет свои собственные сегменты (которые могут иметь одинаковые названия).
Для вида сегментации задаются настройки пересчета сегментов и отборы для отнесения клиента к тому или иному сегменту, а также признак хранения истории старых значений.
Настройка хранения истории старых значений
Когда данная настройка выключена, изменение сегмента клиента при расчете записывается в базу данных с удалением предыдущих значений. Это препятствует разрастанию базы данных, однако, делает принципиально невозможным анализ истории изменения сегмента. Включать хранение истории стоит только когда эта старая информация однозначно нужна.
Обратите внимание! Даже если для сегмента включено хранение истории, если сегмент добавлен в отчет «через точку» от поля «Клиент», в отчет будет выводиться текущее значение независимо от даты или периода, выбранных в отчете. Например, в случае добавления вида сегментации «Постоянность» и использовании в отчетах в виде поля «Клиент.Постоянность». Поэтому, категорически не следует анализировать стандартными отчетами других подсистем деятельность за период с учетом видов сегментации, для которых характерна сильная изменчивость во времени, т.к. текущие значения сегментов, которые попадут в отчет, будут не совпадать со значением сегментов на даты операций, отраженных в отчете.
Фактически, анализ истории изменения сегментов клиента возможен только посредством просмотра сегментов одного клиента командой «Открыть сегменты клиента» из карточки клиента, а также с помощью специализированных отчетов по сегментации: «Количество клиентов в сегменте», «Количество переходов между сегментами» и «Сегментация клиентов», но только при использовании группировки «Вид сегментации», а не через поле клиента.
Обратите внимание! Включение хранения истории для вида сегментации не влечет за собой расчет значений сегментов за все предыдущие периоды. Фактически, накопление истории начинается с момента включения этой настройки и начала пересчета сегментов этого вида сегментации.
Настройки пересчета сегментов
Расчет сегментации клиентской базы может существенно нагружать информационную систему в случаях, когда число клиентов в базе велико (может достигать сотен тысяч человек) и когда в базе по какой-то причине создано много видов сегментации (ведь, каждый из них требует отдельного расчета).
Поэтому каждому виду сегментации в отдельности предоставляется несколько вариантов того, в какой момент должен происходить пересчет сегментов:
·         Регламентным заданием, полый пересчет – отдельное регламентное задание полного пересчета по заданному пользователем расписанию пересчитает сегменты для всех клиентов в базе;
·         Регламентным заданием, только измененные – отдельным регламентным заданием частичного пересчета будут рассчитаны сегменты этого вида сегментации для тех клиентов, у которых с последнего выборочного пересчета изменились ключевые данные, отмеченные как влияющие на этот вид сегментации;
·         При изменении данных – сразу при изменении данных, отмеченных как влияющие на значение сегмента этого вида сегментации.
В качестве данных, чьё изменение может менять сегмент клиента, пользователь может отметить: «Реквизиты клиента» (т.е. изменение любого влечет пересчет), «Контактная информация», «Документы Заявка», «Документы оказания услуг».
Пересчет сразу при изменении данных имеет смысл, когда актуальное значение сегмента может требоваться пользователю неотлагательно сразу после изменений.
Полные пересчет следует применять для видов сегментации, на которые влияет течение времени, например, связанные с возрастом клиента или давностью последнего посещения. Такие данные меняются ежесуточно, поэтому полный пересчет имеет смысл делать раз в сутки либо, если небольшие отклонения не важны, реже чем раз в сутки (еженедельно).
Если на нахождение клиента в сегменте оказывает влияние изменение данных, но срочная актуализация сегмента не требуется, такой вид сегментации стоит пересчитывать регламентным заданием для пересчета только измененных. Пересчет будет проходить параллельно с работой пользователя малыми порциями только из клиентов с изменившимися данными.
Для вида сегментации может иметь смысл применять два способа пересчета одновременно: как полный, так и при изменении. Например, когда сегмент зависит и от течения времени, и от каких-то изменяющихся данных (например, оценка давности последнего посещения меняется ежедневно и при оформлении продажи клиенту).
В редких случаях возникает потребность однократного полного пересчета всего вида сегментации: когда он только что добавлен либо изменился (например, добавился новый сегмент, изменились отборы сегментов). В этом случае можно включить режим полного пересчета вида сегментации регламентным заданием, а после полного пересчета (по расписанию или ручным запуском регламентного задания), отключить режим полного пересчета.
Настройки отборов сегментов
Для каждой строки сегмента задается отбор, определяющий, проходит ли в него клиент. При расчете сегментов отборы применяются последовательно. Если клиент прошел отбор в сегмент, он ему присваивается, а следующий отбор сегмента к нему уже не применяется. Иными словами, клиент попадёт в первый же сегмент, отбор которого он проходит, и даже если он проходит по отбору и в следующий сегмент, он останется в первом. Клиентам, не прошедшим ни в один сегмент, проставляется сегмент по умолчанию, указанный для этого вида сегментации.
Рисунок 92 – Вид сегментации
 
Указание сегмента по умолчанию рекомендуется, когда заданные отборы сегментов не охватывают 100% возможных ситуаций. Пустой сегмент в качестве умолчания допускается, но, с точки зрения отчетов, пустой сегмент у рассчитанных клиентов и неопределенный у тех, для кого расчета еще ни разу не проводилось – это разные аналитические значения.
Настройка отбора аналогична отборам в отчетах: из доступных полей выбирается поле или его реквизит, далее указывается вид сравнения и значение сравнения. Допускается группировка условий, например, для создания составных вида «Условие1 ИЛИ Условие2».
С точки зрения снижения нагрузки на систему при пересчете сегментации, желательно, соблюдать следующие правила:
1.      Сегменты, в которые попадает больше клиентов, лучше размещать первыми. Это позволит при расчете следующих сегментов не вычислять выполнение отбора для клиентов, уже попавших в первые сегменты.
2.      Сегменты с простыми (лёгкими для вычисления сервером) условиями лучше располагать раньше, чем сегменты с тяжелыми сложными условиями. Это позволит рассчитывать сложные условия для меньшего числа клиентов.
Таблица дополнительных показателей отбора
Силами программиста 1С возможно добавить в вид сегментации до 9 собственных полей отбора. Для этого следует на закладке «Алгоритм таблицы собственных показателей» указать текст на встроенном языке платформы 1С, вычисляющий их. Контекст выполнения этого программного кода – переменная Таблица, представляющая собой таблицу значений с колонками «Клиент» и «Показатель1», «Показатель2», … «Показатель9». К моменту запуска на стороне сервера заполненного алгоритма в этой таблице уже будут добавлены строки с заполненной колонкой «Клиент» - с клиентами очередной порции расчета. От программиста потребуется обеспечить заполнение тех показателей, что будут задействованы в отборах.
Добавления вида сегментации из встроенных
В списке видов сегментаций имеется возможность воспользоваться уже готовыми видами, заложенными в программу. При нажатии кнопки «Добавить из встроенных» откроется список встроенных видов. Требуется отметить необходимые и нажать кнопку загрузки, после чего они появятся в справочнике. Их можно использовать как в исходном виде, так и изменять – использовать как основу для описания своего вида сегментации.
При повторной загрузке встроенного вида, он добавится в список еще раз, а не заместит ранее загруженный экземпляр.